"?" обозначает, что волна импортируется из WAV-файла. На этом можно хорошо поиграть, например, звуковые редакторы, как GoldWave, Sound Forge, Cool Edit и даже встроенный Zero-X Beat Slicer имеют такую функцию, как генерировать волну из списка или по формуле ― воспользовавшись ей (как именно придётся разбираться Вам самим, так как это выходит за рамки данной статьи), можно получить огромную коллекцию разно-образных "волн" и использовать, например, в генераторе 3xOSC. Важно помнить, что WAV-файл с формами волны не должен содержать компрессии, иначе просто ничего не выйдет. Вот я и раскрыл первый секрет извлечения совсем не специфичных для 3xOSC звуков, к слову сказать, неплохая коллекция форм волны уже содержится в FL, надо только хорошо поискать.
Перейдём ко второму шагу, тоже вполне очевидный приём, но им редко кто пользуется, в программе имеются ряд демонстраци-онных пресетов к генератору ― можно просто попереключать виды форм волны ― таким образом, получая разные звуки ― выбрать наиболее подходящий. Всё это, конечно, важно и хорошо, но мы отвлеклись от главной темы ― описание ручек генератора:
-
INV ― инвертирует форму волны для каждого генератора.
-
SP ― смещает стерео-фазы для генератора.
-
SD ― стерео "расстройка" (detune).
-
VOL ― громкость осцилятора.
-
PAN ― регулировка стерео панорамы.
-
CRS ― питч (высота) базового звука.
-
Fine ― подстройка питча базы звука.
-
OSC3 > AM ― в этом случае третий осцилятор используется для амплитудной модуляции применимой к предыдущим двум осциляторам.
-
PR ― вносит небольшой элемент случайного отклонения в стерео-фазу. Собственно, значения колеблются от никакого отклонения до максимального.
Начнём сначала INV ― довольно интересная ручка но на деле редко используемая, если нужная вам волна присутствует с точностью до наоборот, то есть два выхода:
-
Обратить её в звуковом редакторе и подгрузить как WAV;
-
Нажать кнопку INV.
Второй вариант более приемлем и вообще, если задуманная Вами волна есть в списке стандартных, то более рентабельно исполь-зовать именно её.
Вторая интересующая нас ручка это SP: смещение стерео-фазы является интересным и зачастую очень важным добавлением к Вашему звуку. Рекомендую смещать только у первого осциля-тора на значение примерно –13% это добавит мягкости к звучанию и эффект пространственности (как его усилить пого-ворим познее). (Стоит или нет трогать остальные ручки решать Вам я даю только советы! Больше эксперементируйте и всё у Вас получится!). В дополнение скажу только что искуственно сужать стерео фазу у лидирующего инструмента нежелательно, поэтому значения рекомендуются исключительно отрицательные! Также максимальное значение тоже не лучшее решение зачастую используют 0 и приблизительно -13%.
Следующая ручка это SD ― стерео расстройка. Ручка которая также влияет скорее не на сам звук, а на его акцент. Рекомендуется также 2 положения: 0 и 14%, прошу обратить внимание что здесь рекомендуется устанавливать одинаковые значения на все 3 осцилятора и все значения должны быть положительны, крайне нежелательно выкручивать ручку в предельные (максимальное и минимальное) положения.
Ручка VOL ― громкость ― можно сказать самая важная ручка и притом самая редко крутящаяся. Да это действительно так ― значения по умолчанию почти всегда идеально подходят!
PAN ― панорама ― также ручка которую трогают очень редко (рекомендуется её использовать только если Вы хотите получить не инструмент а спецэффект).
Вот мы и подошли к самым сливкам генератора, к ручкам, от которых зависит если не всё, то многое, итак, внимание!
CRS ― высота звука. Несмотря на всю сложность работы с этим регулятором, в теории оказывается всё очевидно просто. Смещение должно быть только на величину октавы (12 полутонов), то есть значения которые должны быть это -24, -12, 0, 12, 24 ― и никаких других ни в коем случае, в большинстве VSTi эта ручка даёт переключать значения только в пределах октавы, но судя по всему создатели генератора решили, что большая гибкость важнее интуитивности. На практике почти не используются положения 12, 24, так что Ваши положения это –24, -12, 0! Значение -24 часто либо не назначается вовсе либо назначается третьему осцилятору, хотя лично я этим часто пренебрегаю для получения "тёмного" звука. Вот и всё о данном параметре!
Fine ― гораздо более сложный параметр по всем пунктам! Подстройка питча. Но также мы легко победим его чистой теорией. Зачастую посторойка допускается в значениях степени двоки то есть …, 2, 4, 8, 16, … реже значения которые нацело делятся на 2 – такие как …, 12, 14, … На практике это +-4, +-12, +-24, +-36. так же рекомендуем разброс, например на первом осциляторе назначить отрицательное значение (скажем, -4), на втором положительно (пусть +4) а на третьем в ноль. Это стандартная модификация для Trance Lead. Ну вот и всё по данному пункту. Эксперементируйте!
PR ― рекомендуется не пользоваться этим регулятором, но я настаиваю что пользоваться им не только можно, но и зачастую нужно! Рекомендуемые значения до 20%
OSC3 > AM ― амплитудная модуляция, что не говорить а мне реализация амплитудной модуляции в этом генераторе не по нраву:
-
Тогда мы имеем только 2 осцилятора что несколько умеляет (от слова мелкий) звук;
-
Этот вид модуляции не является "популярным" поэтому редко используется и следовательно вы вряд ли услышите её у мало-мальски уважающего себя музыканта ― исключения (а как же без них) ― эффекты!
Форма волны. Могу лишь посоветовать, для транса использовать N-образную волну. Синус годится для органа или другого гармоничного инструмента. Остальные по вкусу, кроме "шума". Шум рекомендуется для живости инструмента или в целях эффекта. Уровень шума естественно должен быть низким иначе это будет звучать как некачественная запись.
Ну вот собственно и всё, что можно сказать о самом генераторе, в дополнение приведу один из стандартных пресетов для Trance Lead:
-
INV ― выкл у всех
-
SP ― у первого -12 у остальных 0
-
SD ― у всех +14
-
VOL ― по умолчанию
-
PAN ― по умолчанию
-
CRS ― первый, второй –12, третий -24
-
Fine ― первый –12, второй +4, третий 0
-
OSC3 > AM ― выкл
-
PR ― 0
-
Форма волны ― у всех N-образная
Ну вот теперь Вы знаете, как настроить сам генератор. Если кто-то думает, что на этом можно поставить жирую точку, то он ошибается настройка генератора лишь капля в море! Следующий важнейший шаг ― это настройка огибающих и эффектов. Но… об этом в другой раз.