FL Keys: Основы работы и способы самостоятельного создания модулей
FL Keys является реалистичным имитатором фортепиано с оптимизированным CPU и использованием памяти. С помощью дополнительных модулей FL Keys могут также представлять собой абсолютно любой инструмент (орган, флейта и т.д.) В данной статье мы попробуем осветить как свойства самого инструмента, так и способы создания новых модулей на базе FL Keys.
Настройки FL Keys
Для начала рассмотрим, как следует, сам инструмент.
Секция Environment:
Decay ― время затухания громкости ноты;
Release ― время угасания звука ноты;
Pan ― эта кнопка объединяет две функции: от среднего положения до крайнего левого можно получить эффект Autopan, скорость зависит от параметра LFO в секции Misc; от среднего положения до крайнего правого можно получить эффект Tremolo, скорость тремоло зависит от параметра LFO в секции Misc;
Stereo ― установка стерео панорамы (правое, левое ухо);
Секция Misc:
Overdrive ― добавляет эффект мягкой перегрузки к звуку, очень полезный эффект для инструмента гитары, при помощи него можно очень просто получить, например, электрофлейту или из акустической – электрогитару;
LFO ― частота LFO для Autopan и Tremolo;
Treble ― простейший высокочастотный фильтр;
Stretch ― растяжение при проигрывании семпла на высоких Pitch, (C#5 и выше: чем выше шаг Pitch, тем больше растяжение). Диапазон –50 .. +50 центов, установка на 0 центов (середина) отключает эффект.
Секция Velocity:
Muffle ― низкочастотный фильтр, скорость влияния;
Hardness ― регулирует “виртуальный размер” семпла и его “яркость”, скорость влияния;
Sensitivity ― регулирует чувствительность к скорости нажатия клавиши, минимальное положение – скорость нажатия игнорируется;
Секция Tuning:
Tune ― настройка (-100 центов .. +100 центов);
Detune ― расстройка инструмента, в некоторых инструментах с помощью этого эффекта можно добиться достаточно оригинального звучания;
Это все имеющиеся в инструменте настройки. Для выбора других модулей инструмента используется значение Sampleset. По количеству настроек FL Keys не уступает стандартному Sampler. Одним же из главных преимуществ FL Keys ― это его многосемпловость, то есть инструмент может состоять не из одного Wav файла, а сразу из нескольких. Неудобность односемплового (Sampler) варианта состоит в том, что изменение семпла “по нотам” осуществляется за счёт изменения его скорости проигрывания, в результате чего семпл может быть использован не более чем на одну октаву вверх и вниз, да и то с довольно большим искажением, единственным выходом для получения “близкого к живому” звучания был переход к нескольким семплам.
В стандартной поставке FL Keys имеет три модуля ― акустическое пианино, эллектропианино и орган, далее рассмотрим как самому создавать новые модули.
Самостоятельное создание модулей к FL Keys
Дополнительные модули к FL Keys должны располагаться по адресу: \Plugins\Fruity\Generators\FL Keys\Wavtables\. Файлы имеют расширение WTI (wavetable file description), для примера создадим свой собственный несложный инструмент. Создаётся инструмент в Блокноте Windows, сам файл представляет из себя стандартный ini файл Windows, итак начнём!
Первое, что нам нужно ― это Wav семплы, где их взять это уже другой вопрос, я например нашёл такие на CD с семплами, мы имеем файлы бас гитары:
FINGER-E-2.wav
FINGER-D-3.wav
FINGER-G-3.wav
FINGER-A-2.wav
Итого у нас 4 семпла с указанием из “базовой ноты” ― ноты, на которой записан семпл. Сначала заведём папку FINGER в директории Wavtables, там же вы можете увидеть рабочую папку органа Roto Organ, так вот, заводим свою папку, куда и складываем наши семплы. Теперь осталось только создать WTI файл, открываем блокнот (Microsoft Word не подойдёт) и пишем:
[info] name=FINGER ; Имя нашего инструмента shortname=FINGER ; Короткое имя инструмента, если не влезет samples=4 ; Количество Wav файлов (семплов) samplefile= ; Имя файла если количество семплов=1 filetype=riff ; Стандартный Wav (Riff или Raw) samplerate=44100 ; Качество семплов (Обычно CD:44100) path=FINGER ; Директория с семплами author=Syncer; SyncerSoft ; Автор, можете написать себя Далее оставляем одну пустую строчку и пишем: [parameters] ; Это не что иное, как начальное положение всех ;ручек FL Keys для данного модуля 0=0.0 ; Decay 1=0.5 ; Release 2=0.1 ; Hardness 3=0.1 ; Velocity > Hardness 4=0.875 ; Muffle 5=0.251 ; Muffle > Hardness 6=0.376 ; Velocity sensitivity 7=0.5 ; Stereo 8=0.5 ; Tune (лучше всего не трогать это значение) 9=0.0 ; Detune (это лучше всегда на 0.0) 10=0.5 ; Stretch 14=0.0 ; Overdrive ; Остальные в принципе никогда не устанавливаются Пропускаем ещё одну пустую строчку и пишем: [velocitylayers] ; Не будем заморачиваться со слоями чувствительности count=1 0=0 Далее идёт самое интересное – описание наших семплов, пишем: [sample0] name=FINGER-E-2.wav ; Название файла root=52 ; Ключевая нота E-2=52, как считается не знаю, я подбирал high=55 ; Максимально куда распространяется, у меня на 4 ;ноты вверх и до конца вниз ; Важно знать что все последующие отсчитываются от ;предыдущей Далее тоже без пояснений для остальных семплов: [sample1] name=FINGER-A-2.wav root=57 high=59
[sample2] name=FINGER-D-3.wav root=62 high=64
[sample3] name=FINGER-G-3.wav root=67 high=127
Сохраняем файл в папке Wavtables с именем FINGER.wti, убеждаемся в его присутствии и… запускаем FL Studio, там FL Keys и в Sampleset выбираем наш модуль, наслаждаемся звуками бас гитары и выкидываем нафиг монофонический BooBass
Важными недостатками данной конструкции можно считать:
Модули не переносятся автоматически в zip архив, то есть, если вы хотите передать свою композицию другому человеку сам модуль надо передавать отдельно, просто копирования в архив недостаточно, с одной стороны, если модуль огромен по размеру, то это плюс, но, например, в нашем случае ― это оплошность, оптимальный случай был бы добавлять в архив весом до XXX мегабайт;
Никак не регулируется громкость семпла, если они у нас разного уровня, то необходимо вручную, например в Sound Forge или Cool Edit сделать нормализацию, ну или установить один уровень;
Присутствует неполная огибающая ADSR, это минус;
Неудобный способ указания интервалов нот через цифры, удобнее было бы использовать стандартизованные C-5…;
Отсутствие встроенного редактора;
Невозможно использовать ogg или mp3 компрессор, которые помогли бы существенно уменьшить размер файлов, только “чистый” wav файл.